Russian Language English Language

9. Модели и методы для оценки качества при проектировании ВС

9.1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ ВУЗА.

9.2 ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ.

9.3 ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ.


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2006, Номер 2 ( 9)



Place for sale
BC/NW 2006, №2, (9) :9

BC/NW 2006, №2, (9) :9.2

 

ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

 

С. С. Панюшкин

 

(г. Москва, Информационно-Вычислительный Центр Московского Энергетического Института (Технического Университета), Россия)

 

Проблема управления вузом в условиях рыночной экономики сегодня беспокоит многих специалистов, вовлеченных в бизнес-процессы высшей школы. При существенной ограниченности ресурсов, высокой конкуренции в сфере высшего образования необходим поиск решений, позволяющих в кратчайшие сроки аккумулировать и сосредоточить усилия на самых ответственных участках работы. Один из наиболее перспективных способов управления качеством образовательного процесса – построение в вузе корпоративной информационной системы (КИС). За сравнительно короткий период (с конца 90-х по настоящее время) сформированы  требования к функциональности такого рода систем.

Современная КИС вуза должна обеспечивать поддержку основных бизнес-процессов в образовании:

·       Поддержка обучения, включая использование информационных средств и дистанционное образование.

·       Поддержка НИОКР, создание конкурентных преимуществ при распределении бюджетных средств и грантов.

·       Поддержка административно-хозяйственной деятельности, в условиях дефицита ресурсов. 

Вариант разработки КИС в стенах института, на первый взгляд, привлекателен возможностью разработать только необходимый “функционал”, с учетом специфики конкретного учебного заведения. На практике это часто приводит к перерасходу бюджета, “лоскутной” интеграции, а также, может привести к потере части информации при уходе команды  разработчиков.

Разработчики  (в том числе вузы), освоившие современный инструментарий средств разработки программного обеспечения компаний Oracle, Lotus, MS SQL, предлагают специализированные решения, разработанные специально для высшей школы. Эти компании адаптируют собственные оригинальные программные продукты под условия внешних заказчиков.

Крупные игроки на рынке КИС для вузов – компании-проводники стратегии  “тяжелых”  ERP-систем. Мировой лидер в производстве ERP систем – SAP AG, российские компании РЭДЛАБ, Галактика.

Таким образом, выбор КИС для  вуза ограничен между:

1.          Самостоятельными разработками в вузе

2.          Покупкой специализированного “вузовского” решения с его последующей адаптацией

3.          Адаптацией программного комплекса класса ERP, изначально не предназначенного для информатизации Высшей школы.

При внедрении  КИС, специфика российского высшего образования, диктует ряд  обязательных технологических, функциональных и финансово-экономических требований:

·             Всесторонний охват бизнес-процессов

Возможность обеспечения работы разнообразных подразделений вуза

·             Интегрированность

Возможность работы с другими программными комплексами, уровень взаимодействия подсистем.

·             Аналитичность

Системный анализ, моделирование данных, предоставление аналитических данных.

·             Адаптивность

Возможность быстрой наладки, адаптации и кастомизации системы

·             Реактивность

Скорость реакции ИС на запросы пользователя, динамика обработки новой информации, взаимодействие с базами данных.

·             Эргономичность

Интуитивно понятный интерфейс, дружественность системы по отношению к пользователю.

·             Технологичность

Архитектура, доступ клиентов к информации через Internet, встроенные справочники, поддержка баз данных, возможность быстрой адаптации.

·             Цена

Примерная стоимость типовой конфигурации системы, политика лицензирования.

·             Распределенность [1]

Интеграция рабочих станций для единой работы с ИС, доступность и обеспечение устойчивой работы для удаленных пользователей через Internet и Intranet.

Вузы-лидеры, первыми оценили преимущества от внедрения ИС, и стали своеобразными “центрами кристаллизации” инновационных технологий в области высшего образования.

Исходя из разных идеологических подходов к внедрению ИС, мы кратко рассмотрим информационные решения в ряде вузов – лидеров в своих областях. Вузы-респонденты: Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ (ВМК МГУ), Московский Энергетический Институт (МЭИ), Петрозаводский Государственный Университет (ПетрГУ), Новгородский Государственный Университет (НовГУ), Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПбГУ). Эти вузы выбраны исходя из их разных идеологических подходов к проведению информатизации.

В НовГУ  внедрение ИС проходило в условиях отсутствия на тот момент готовых  (коробочных) решений и слабой IT-подготовкой управленцев. Основным принципом построения ИС стала интеграция проектных усилий с другими вузами, использование стандартных, имеющих широкое распространение в других университетах, промышленных IT – платформ.

На факультете ВМК МГУ, с 1999 года внедряется КИС “Университет”.  В первую очередь в штатную эксплуатацию были введены подсистемы бухгалтерии, отдел кадров, учебный отдел. При внедрении были отмечены определенные сложности, связанные с нарушениями бизнес-логики ERP-системы при настройке под требования пользователей.

В ПетрГУ  осуществляется поэтапное внедрение интегрированной информационно-аналитической системы. ИС обеспечивает информационную поддержку принятия своевременных решений на всех уровнях управления ВУЗом, а также позволяет предоставить преподавателям, студентам и всем лицам, заинтересованным в развитии университета, доступ к информации о состоянии и ходе учебного процесса в ВУЗе.

В СПбГУ используемая ИС “Студент” разработана на основе оригинального технологического решения с использованием CASE-пакета REAL. Технологическое решение включает в себя генерацию базы данных, объектно-ориентированный интерфейс, а также полноценный пользовательский интерфейс системы по модели предметной области.

В МЭИ (ТУ) усиленно развивается интегрированная информационная система управления вузом. КИС “Вектор” использует качественно новую платформу – MS SQL 2005. Главные принципы построения системы: интеграция, адаптивность, дружественность. В КИС входят разнообразные функциональные подсистемы (блоки), охватывающие весь спектр жизнедеятельности вуза, от поддержки работы приемной комиссии, до обеспечения работы системы дистанционного образования (ДО).

 

Критерии

ВМК МГУ

МЭИ (ТУ)

НовГУ

ПетрГУ

СПбУ

Название

КИС Университет

КИС Вектор

КАИС НовГУ

КИС ПетрГУ

ИС Студент

 

Технологическая платформа

 

SAP R/3

 

MS SQL 2005

 

Lotus

Notes

 

СУБД Oracle

CASE средства пакета REAL

Охват бизнес-процессов

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Интегрированность

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Аналитичность

 

Да

Да

Да

Да

Нет

Адаптивность

Да

Да

Да

Да

Да

Реактивность

Да

Да

Да

Да

Да

Эргономичность

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Технологичность

Да

Да

Нет

Нет

Да

Цена

Высокая

Средняя

Средняя

Средняя

Средняя

 

В каждом из выше рассмотренных вузов ИС решает специфические задачи высшей школы, позволяя этим институтам лучше конкурировать на рынке образовательных услуг. ИС постоянно совершенствуются, расширяют функциональность – таким образом, создаются новые инструменты управления высшей школой, что в свою очередь положительно сказывается на образовании в целом.

 

 



[1] Для вузов с развитой сетью филиалов и представительств