Russian Language English Language

17. Инновационное развитие исследований

17.1 ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В СВЕТЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

17.2 МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ В СВЕТЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

17.3 РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ КАК ВСЕОБЩЕГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

17.4 ИННОВАЦИОННЫЕ СКАЧКИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

17.5 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ: ПРОТИВОРЕЧАТ ЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГУ?


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2007, Номер 1 ( 10)



Place for sale
Московский технический университет связи и информатики

BC/NW 2007, №1, (10) :17.5

 

Развитие личности и Инновационное Развитие страны: противоречат ли они друг другу?

 

С.А. Цалилова1 , В. Ф. Взятышев2

(МТУСИ)1; (МЭИ(ТУ))2

 

Научный и художественный способы  расширения

 способностей человека  дополняют друг друга

 и  в науке, и в искусстве, но существуют

 совершенно обособленно.  Джон Бернал

 

Многое из того, что нас окружает, создано руками человека. Каждый предмет, вещь, сооружение - результат труда многих людей, объединивших свои усилия, прежде всего, интеллектуальные. Инновационное развитие (ИР) – императив 21 века – заставит пересмотреть многое. Изменится ли при этом роль личности? Или в «Информационной цивилизации» человек еще более станет «винтиком» социальной машины?

Поиску ответа  на этот вопрос посвящен наш доклад. Вот основные его тезисы:

В многовековом процессе материализации мыслей, образов, представлений центральной фигурой был и остается инженер. Во все времена эпохи Homo sapiens были люди, занимающиеся рутинным трудом, и личности, придумывающие  новое. В стране, стремящейся к ИР, роль вторых должна возрасти.

2. В эпоху ИР существенно возрастают требования к качеству изделий и  резко растут темпы смены их типов и видов. Поэтому главной особенностью инженерного дела становится его связь с наукой - и наука должна становиться инновационной. Аргумент «за»: в последнее время значительная часть технических и технологических инноваций является воплощением новых научных результатов.

3. Центральным стержнем инновационной культуры остается инженерная деятельность (ИД). Можно без преувеличения сказать, что инженер - главная фигура и основной "двигатель" ИР.  А инженер – это, прежде всего, личность. Так что развитие личности не только не противоречит ИР, оно необходимо для успеха и диверсификации направлений ИР.

4. Во всех сферах деятельности главным критерием все более становятся нравственные, гуманистические критерии,. Академиком Н.Н. Моисеевым предложен термин "экологический и нравственный императив", означающий запрет на исследования и технологии, ведущие к ухудшению состояния окружающей среды. Выполнение этого императива, необходимого при ИР – это тоже дело всесторонне развитой личности.

5. Творческий характер инженерной деятельности сделал ее привлекательной для многих миллионов людей. Но в индустриальную эпоху массового производства этот ореол несколько потускнел. ИР потребует вновь усилить социальную роль творческой личности. Тем более что выдающихся инженеров - уровня Уатта, Тесла, Королева - намного меньше, чем выдающихся поэтов и музыкантов, математиков и естествоиспытателей.

6. Инновационная деятельность относится к такой сфере деятельности, в которой интегрируются логическое и образное, рациональное и иррациональное, аналитическое и синтетическое, т.е. лево- и правополушарное мышление. При этом место электронных машин четко ограничивается, а роль личностей и их взаимодействия становится все более определяющей. Недаром И. Кант говорил о диалогичности человеческого мышления: "Мыслить - значит говорить с самим собой… слышать самого себя".

7. Инновационные тенденции в развитии инженерного дела, новое понимание проектирования и инженерного мышление требуют существенной корректировки процессов подготовки и переподготовки, включая комплекс мер для развития личности. А само инженерное дело вновь превращается в гармоничное творчество, в котором равноправны наука и искусство, логика и интуиция, личность и общество.