BC/NW 2014 №1 (24) :10.3
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ
СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОИСКА ПЛАГИАТА ВУЧЕБНЫХ
РАБОТАХ
Козлюк Д.А., Федорова
Е.В., Толчеев В.О.
В 2013 году на кафедре
управления и информатики разработана система программно-алгоритмических средств
«Герда» для выявления прямых текстовых заимствований преимущественно в учебных
работах, учета и визуализации результатов проверки в методических целях [1].
Развитие системы сосредоточено на двух аспектах: поддержке выявления нечетких текстовых
дубликатов и совершенствовании средств анализа результатов проверки. Настоящий
доклад посвящен последнему из них.
Поддержка методического анализа
результатов перекрестного поиска заимствований в учебных работах включает
этапы:
а) сбора и хранения информации
о документах в банке работ, способах поиска заимствований и результатах
перекрестного применения этих способов к группам документов;
б) расчета статистических
показателей и агрегированных значений для наборов результатов из п. а). Наборы
формируются по атрибутам документа (год, автор и т.п.), отдельным документам и
методам сравнения;
в) формирования отчетов,
представляющих результаты п. б) в наглядном виде, удобном
экспертам-преподавателям для анализа. Задачи включают экспорт данных из системы
в общепринятых форматах, построение графиков, диаграмм и гистограмм,
визуализацию данных п. а).
Реализация этапа а)
алгоритмически проста, представляя собой ведение базы данных, но вместе с тем
требует продуманного выбора технических решений в связи с динамичным развитием
ПАС «Герда» и их требований.
Этап б) связан с выбором таких
групп данных и функций от них, которые отражали бы показатели качества учебного
процесса и УНИР в отношении как групп и курса, так и отдельных студентов.
На этапе в) находят применение,
как традиционные методы визуализации данных, так и оригинальные (такие как граф
заимствований, представляющий связь работ по фрагментам плагиата). Основные
результаты работы и составляют разработка, реализация и оценка полезности этих
методов в методическом и организационном анализе учебного процесса.
Литература
1.Разработкапрограммно-алгоритмических
средств выявления плагиата в
учебных и научных кафедральных
работах / Н.В. Дербенев, Д.А. Козлюк, В.В. Никитин, В.О. Толчеев // Тр. Шестой
всеросс. мультиконф. по проблемам управления.
30 сент. — 5 окт. 2013 г. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2013. Т. 1. —
C. 59—63.