Russian Language English Language

10. Аппаратная реализация систем связи

10.1 РАЗРАБОТКА ФОРМИРОВАТЕЛЯ СИГНАЛА ФМ-2 С ЧАСТИЧНО ПОДАВЛЕННОЙ НЕСУЩЕЙ НА БАЗЕ ПЛИС

10.2 РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРИБОРОВ ДЛЯ АНАЛИЗА ПОТОКОВ ПЛЕЗИОХРОННОЙ ИЕРАРХИЙ

10.3 ПРИЁМОПЕРЕДАТЧИК ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ

10.4 РАЗРАБОТКА МОДЕМА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ПО СЕТЯМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2006, Номер1 ( 8)



Place for sale
ПРИЁМОПЕРЕДАТЧИК ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ

BC/NW 2006, №1 (8): 10.3

 

ПРИЁМОПЕРЕДАТЧИК ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ

 

Д.А. Ежков,  О.А. Дулов

 

(УлГТУ, гльяновск)

 

 

С развитием микроэлектроники в последнее время всё более распространёнными становятся системы управления на основе микроконтроллеров, предоставляющих широкие возможности сбора, анализа и обработки данных. Системы, центральным ядром которых являются недорогие и функциональные микроконтроллеры, используются всюду, где необходимо анализировать поступающие данные. Это и системы автоматизации дома, и системы сигнализации и пожаротушения, и различные электронно-измерительные приборы, и многое другое. В настоящее время в технических ВУЗах лабораторные установки и учебные стенды либо остаются устаревшими, не позволяя наглядно наблюдать многие достижения современной науки (например, оцифровку сигнала), либо занимают довольно большой объём, что очень неудобно. Поэтому актуальной остаётся проблема разработки и внедрения учебных стендов, имеющих малый объём, низкую стоимость и широкие возможности. Стенд, рассмотренный в данной работе, представляет собой имитатор цифровой линии связи (в том числе и оптической), позволяя студентам наглядно наблюдать несколько стадий обработки сигналов.

Стенд состоит из следующих компонентов:

- передающая часть (набор входных разъёмов, предусилитель, контроллер, микросхемы памяти, кодер,  передающий оптический модуль);

- приемная часть (приемный оптический модуль, декодер, контроллер, ЦАП, выходной усилитель, набор выходных разъёмов);

- периферия (управляющие кнопки, светодиоды и семисегментные индикаторы).

Главной отличительной особенностью данного стенда является широкий спектр решаемых им задач. На стенде можно наглядно увидеть:

- входной аналоговый сигнал различной формы (гармонический, меандр, «пила» и т.п.);

- преобразование аналогового сигнала в цифровой с вариацией параметров преобразования;

- цифровой сигнал после кодирования с использованием различных кодов;

- влияние параметров оптической среды на качество принимаемого сигнала;

- цифровой сигнал после декодирования;

- цифро-аналоговое преобразование;

- выходной аналоговый сигнал.

Наблюдение аналогового сигнала на входе даст студенту первичное представление о гармонических и других аналоговых сигналах различной формы. Аналого-цифровое преобразование можно производить, изменяя параметры преобразования, а, в частности, частоту дискретизации. В итоге, после цифро-аналогового преобразования студент сможет наблюдать влияние частоты дискретизации на форму преобразованного сигнала.

Исследование открытой оптической линии связи позволяет наблюдать изменение качества сигнала при введении в линию различных  помех. А применение кодирующе-декодирующей системы наглядно показывает помехозащищенность линии при использовании различных кодов.

Входной сигнал может быть подан с НЧ-генератора, со звуковой платы компьютера или же взят из модуля памяти. Выходной сигнал можно наблюдать с помощью осциллографа или же, если передается голос, услышать его через динамик.

Микросхемы памяти используются для хранения аналоговых сигналов стандартной формы: «пила», меандр, прямоугольные сигналы различной длительности и многие другие.

Применение светодиодов и индикаторов позволяет визуализировать управление стендом, а клавиатура делает это управление более гибким.

Разработанный стенд внедрен в учебный процесс и используется при подготовке студентов радиотехнических специальностей.

 

Литература

1. Теория электрической связи / Под ред. Д.Д. Кловского. М.: Радио и связь, 1998.