Russian Language English Language

18. Обучающие системы

18.1 МЕТОДЫ ПОДКРЕПЛЁННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

18.2 АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

18.3 АНАЛИЗ СПОСОБОВ И АЛГОРИТМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ.

18.4 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

18.5 РАЗРАБОТКА ТЕСТИРУЮЩЕГО ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2007, Номер 1 ( 10)



Place for sale
В

BC/NW 2007, №1, (10) :18.4

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

 

В.А. Пудов, В.А. Афонин

 

(Москва, Московский энергетический институт (технический университет), Россия)

 

 

Система взаимной проверки знаний (СВПЗ) с подключением арбитра предназначена для проведения контроля уровня подготовленности группы учащихся.  Взаимная проверка состоит в оценивании ответа отдельного учащегося несколькими его коллегами (самопроверки исключаются) [2].  По результатам этих оценок выдается заключение о состоянии каждого учащегося (знает, не знает). Для разрешения спорных ситуаций привлекается арбитр (преподаватель), то есть данная система позволяет перенести часть функций преподавателя на самих учащихся, уменьшая его нагрузку.  Кроме того, для системы снимаются ограничения на класс тестовых задач (возможно использование открытых вопросов).

Под диагностированием знаний понимается процесс последовательного задания обучаемому тестовых вопросов (задач), каждый из которых проверяет усвоение одного или нескольких положений учебного курса.  Чем больше глубина диагностирования (до отдельных положений, операций или причин ошибок), тем выше эффективность и адаптивность обучения, но достигаемая ценой соответствующего увеличения затрат.

Различают условные и безусловные алгоритмы диагностирования [1].  В случае безусловных алгоритмов выбор следующего тестового задания не зависит от результатов проверки на предшествующих шагах, в случае условных – зависит.  Сущность условных алгоритмов состоит в том, что диагностирование осуществляется в общем случае различными последовательностями тестовых вопросов, что определяется степенью подготовки учащегося (напрямую зависит от допущенных им ошибок).  Безусловные алгоритмы разделяются на алгоритмы с безусловной и условной остановками.  В первом случае диагностирование прекращается после выполнения установленного числа заданий, во втором – контроль может быть прекращён при выполнении меньшего числа заданий.  Условные алгоритмы всегда характеризуются условной остановкой.

Применение безусловных алгоритмов в СВПЗ позволяет выдавать одинаковую тестовую задачу всем учащимся (каждому сеансу проверки соответствует одна задача).  Для условных алгоритмов тестовые задачи могут быть различными в рамках одного сеанса (включая задачи разной сложности, в зависимости от подготовленности учащегося).  В такой ситуации более слабые учащиеся не должны проверять решения более сильных.  Следовательно, если в группе слабых обучаемых больше, то на сильных учащихся будет падать большая нагрузка

 

Литература

1. Свиридов А.П. Условные и безусловные алгоритмы диагностического контроля подготовки операторов ЭВМ – М.: МЭИ, 1987. – 68 с.

2. Афонин В.А., Пудов В.А. Методика выявления ненадежных учащихся в системе взаимной проверки знаний с арбитром // Международный форум информатизации МФИ-2005.  Труды международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии» – М.: Янус-К, 2005. – С. 84-87.