BC/NW 2013, №2 (23):13.1
АРХИВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Касаткина Е.П., Новиков О.Г., Суховерхий В.А.
(ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»,
Москва, Россия)
Современный образовательный процесс подготовки бакалавров и
магистров для инженерно-технических направлений должен гибко реагировать на
требования Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального
образования. (ФГОС ВПО), изменения в номенклатуре направлений образования,
новые методики и технологии обучения. Вместе с тем, накопленные за
десятилетия работы методические материалы, применяемые в учебном процессе,
выполнены как в бумажном, так и в электронном виде и, как правило, не
систематизированы, что не позволяет рационально работать с ними. Являясь
результатом интеллектуальной деятельности преподавателей, большинство из них
не теряет с годами своей методической ценности, но требует приведения к единой
форме представления и систематизации для использования в современных
условиях.
В настоящее время выбор стратегии хранения документов и
организации электронных архивов является актуальной проблемой современной науки
и практики [1, 2, 3, 4]. При выборе стратегии хранения документов необходимо
учитывать следующие факторы:
·
с течением времени происходят изменения в технологии записи
информации, конструктивных параметрах устройств, интерфейсах оборудования,
программного обеспечения приводов;
·
могут устареть форматы документов и программное обеспечение, что
приведёт к невозможности их использования.
Для обеспечения долговременной сохранности информации,
например, Национальный архив США (NARA) 2003 год [1]
рекомендует:
·
сохранять документы на носителях однократной записи;
·
использовать носители с ожидаемым сроком службы не менее 20 лет;
·
мигрировать документы со старых носителей на новые каждые 10 лет;
·
миграцию документов осуществлять в технологически нейтральные
файлы форматов XML, RTF;
·
хранить электронные носители в стабильной среде при температуре
15-18 градусов, влажности 35-45%.
В России ряд документов регламентирует условия создания и
хранения электронных архивов документов, в частности, ГОСТ Р 54471-2011 «Системы электронного документооборота.
Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде.
Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» [5], а с 1мая 2013
года вводится в действие ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005 «Обеспечение
долговременной сохранности электронных документов» [6]. Стандарты опираются на
практический опыт ряда стран в обеспечении сохранности электронных документов и
определяют базовые понятия и элементы стратегии их долговременной сохранности.
В процессе
решения задачи организации долговременного хранения материалов, используемых в
учебном процессе, на кафедре инженерной графики МЭИ создан архив
электронных учебных и методических пособий, учебных заданий и других
методических и учебных материалов, используемых при обучении по дисциплинам
кафедры.
В отличие от документов управленческого характера документы,
используемые в учебном процессе кафедры инженерной графики, насыщены сложной
графической информацией, требуют регулярного обновления при изменениях
стандартов ЕСКД, должны легко модернизироваться в соответствии с требованиями
учебного процесса. В связи с этими особенностями при создании архива
использовался более широкий диапазон форматов документов, чем это рекомендовано
[5,6].
Создание архива электронных пособий «Инженерная графика»
(ЭПИГ) проходило в несколько этапов:
·
отбор методических и учебных материалов;
·
сканирование, редактирование изображений;
·
создание векторных изображений на базе полученных при
сканировании;
·
описание электронных объектов архива;
·
разработка иерархической структуры архива;
·
обеспечение долговременной сохранности электронных объектов
архива;
·
разработка программных приложений для обеспечения реализации
функций архива в учебном процессе;
·
обеспечение доступа пользователей к материалам архива ЭПИГ.
Электронный архив – это, прежде всего, хранилище документов,
и организационная структура этого хранилища является важнейшей базой для его
использования и развития.
Архив имеет иерархическую структуру и организован в виде
набора вложенных папок файловой системы. Первый уровень папок представляет
традиционные разделы дисциплин кафедры: «Начертательная геометрия» (НГ),
«Теория построения чертежа» (ТПЧ), «Основы разработки конструкторской
документации» (ОРКД), а также направления методической деятельности
преподавателей, например, электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК).
Номенклатура нижних уровней папок архива включает методические указания (МУ),
папки индивидуальных графических работ (ПИГР), проверочные (ПР), зачётные (ЗР)
и контрольные работы (КР), справочники стандартных изделий (ССИ). Фрагмент
структурной схемы архива представлен на рис. 1.
Архив существует в трёх экземплярах и размещается:
·
1 экземпляр − на жестком диске (HDD)
рабочей станции, установленной в инженерном помещении компьютерных классов.
Любые изменения в архиве разрешены только в этом экземпляре архива. Два раза в
год обновлённая база целиком или только её измененная часть копируется в
экземпляры 2 и 3;
·
2 экземпляр − на HDD компьютера,
установленного в помещении кабинета учебно-методических пособий. Этот экземпляр
архива используется только для чтения, печати, копирования отдельных объектов
архива;
·
3 экземпляр – хранится на внешнем HDD и
используется при необходимости восстановления экземпляров 1 и 2.
Рис.1 Структурная
схема архива (фрагмент)
Помимо этого отдельные объекты
архива хранятся на дисках – носителях однократной записи.
Обеспечение
температурно-влажностного режима при хранении носителей информации является не
простой задачей, поэтому многократное копирование компенсирует возможную потерю
информации.
Архив ЭПИГ включает созданные кафедрой учебные и
методические пособия по дисциплинам кафедры, конспекты лекций, задания для
практических занятий: для фронтального решения задач на аудиторных занятиях
(общие) и индивидуальные графические задания (ИГР), задания для текущего и
рубежного контроля знаний, тесты, задания для курсовых работ, зачётные и
экзаменационные задания, электронные учебно-методические комплексы. В структуру
архива включено его подробное описание.
Все материалы архива представлены в электронном виде, в основном
в форматах jpg, pdf, dwg, doc.
Архив ЭПИГ позволяет оперативно реагировать на изменения
Государственных стандартов ЕСКД и вносить их в учебные и методические пособия и
другие материалы, пополнять базу архива, формировать комплекты учебных
графических заданий для студентов, создавать новые графические задания,
используя элементную базу графических объектов, представленных в векторной
форме.
Традиционно сотрудниками кафедры к началу каждого учебного
семестра формируются комплекты учебных заданий и методических материалов для
студентов по различным направлениям обучения. Для того чтобы обеспечить
оригинальность каждого комплекта было
разработано программное приложение «Генератор
вариантов ИГР» (ГВ ИГР).
ГВ ИГР позволяет создать
документ в формате html, pdf, xps, содержащий учебное задание с заданным номером
варианта или случайно сгенерированным номером.
ГВ ИГР предлагает несколько
способов генерации вариантов ИГР:
1.
Генерация определенного номера
варианта ИГР.
ГВ ИГР генерирует документ с
комплектом заданий для индивидуальных графических работ по номеру варианта,
введённого пользователем. Генерация документа с вариантом комплекта ИГР
осуществляется с использованием электронных вариантов учебных текстовых и графических
материалов, хранящихся в базе приложения. Это позволяет, занимая небольшой
объём памяти ЭВМ, генерировать по запросу пользователя заранее заложенный в
программу выбранный вариант комплекта ИГР.
2.
Выбор случайного номера варианта
ИГР.
ГВ ИГР генерирует документ с
комплектом заданий ИГР по случайно выбранному ЭВМ номеру варианта комплекта.
Генерация документа с вариантом задания комплекта ИГР осуществляется также с
использованием материалов, хранящихся в базе приложения. Организация хранения материалов
вариантов заданий позволяет, экономя память ЭВМ, генерировать по запросу
заранее заложенный в программу, случайно выбранный вариант комплекта
ИГР.
3.
Генерация нового варианта ИГР.
ГВ ИГР генерирует документ с
новым набором вариантов заданий по случайно выбранным ЭВМ номерам вариантов
заданий, входящих в комплект. Таким образом, пользователем генерируется по
запросу новый вариант комплекта заданий для ИГР.
Предполагается предоставить возможности архива ЭПИГ для
самостоятельной подготовки студентов в рамках очной и очно-дистанционной форм
обучения. Для этой цели при создании архива предусмотрены возможности с
помощью специальной программы предлагать студенту разделы учебных и
методических пособий для методической поддержки при выполнении индивидуальной
графической работы по конкретной теме.
Дальнейшее развитие архива ЭПИГ предполагает автоматизацию
поиска документов по запросу пользователя и использование веб-интерфейса для
организации доступа к материалам архива через сеть Интернет.
Литература
1.
Храмцовская Н.А. Как хранить электронные документы? Советы эксперта // Cnews Forum:
сетевой журнал, 2008. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/04/10/296523_3
(дата обращения: 19.05.2013)
2.
Смирнов А.А. Автоматизация архивов: с чего начать?// Cnews
Forum: сетевой журнал, 2008. URL:
http://www.cnews.ru/reviews/free/dms2010/articles/articles19.shtml (дата обращения: 22.05.2013)
3.
Бушмелев С.И. Электронный
документооборот "на пальцах": просто о важном.// Cnews Forum: сетевой журнал, 2008. URL:
http://doc.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/05/17/529138_1 (дата обращения 25.05.2013)
4.
Brown Adrian. Practical
Digital Preservation: A how-to guide for organizations of
any size/ Facet Publishing,
London/ ISBN: 978-1-85604-755-5, 2013, с.75-112.
5.
ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR
15801: 2009. Системы электронного документооборота. Управление документацией.
Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению
достоверности и надежности. М.: Стандартинформ, 2012. 38 с.
6.
ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005. Обеспечение долговременной
сохранности электронных документов. М.: Стандартинформ, 2013. 19 с.