Russian Language English Language

13. Обучающие системы

13.1. АРХИВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

13.2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

13.3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2013, Номер 2 ( 23)



Place for sale
BC/NW 2013, №2 (23):13

BC/NW 2013, №2 (23):13.1

 

АРХИВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Касаткина Е.П., Новиков О.Г., Суховерхий В.А.

(ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия)

 

 Современный образовательный процесс подготовки бакалавров и магистров  для инженерно-технических направлений должен гибко реагировать  на  требования Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (ФГОС ВПО), изменения в номенклатуре направлений образования,  новые методики и технологии обучения. Вместе с тем,   накопленные  за десятилетия работы методические материалы, применяемые в учебном процессе, выполнены как  в бумажном, так и в электронном виде и, как правило, не систематизированы, что не позволяет рационально работать с ними. Являясь результатом интеллектуальной деятельности преподавателей,  большинство из них не теряет с годами своей методической ценности, но требует приведения к единой форме представления  и систематизации для  использования в современных условиях.

В настоящее время выбор стратегии  хранения документов и организации электронных архивов является актуальной проблемой современной науки и практики [1, 2, 3, 4].  При выборе  стратегии хранения документов необходимо учитывать следующие факторы:

·        с течением времени происходят изменения в технологии записи информации, конструктивных параметрах устройств, интерфейсах оборудования, программного обеспечения приводов;

·        могут устареть форматы документов и программное обеспечение, что приведёт к невозможности их использования.

Для обеспечения долговременной сохранности информации, например, Национальный архив США (NARA) 2003 год [1] рекомендует:

·        сохранять документы на носителях однократной записи;

·        использовать носители с ожидаемым сроком службы не менее 20 лет;

·        мигрировать документы со старых носителей на новые каждые 10 лет;

·        миграцию документов осуществлять в технологически нейтральные файлы форматов XML, RTF;

·        хранить электронные носители в стабильной среде при температуре 15-18 градусов, влажности 35-45%.

В России ряд документов регламентирует условия создания и хранения электронных архивов документов, в частности,  ГОСТ Р 54471-2011 «Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» [5],  а с 1мая 2013 года  вводится в действие ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов» [6]. Стандарты опираются на практический опыт ряда стран в обеспечении сохранности электронных документов и определяют базовые понятия и элементы стратегии их долговременной сохранности.

В процессе решения задачи организации долговременного хранения  материалов, используемых в учебном процессе, на кафедре инженерной графики МЭИ создан архив электронных учебных и методических пособий, учебных заданий и других методических и учебных материалов, используемых при обучении по   дисциплинам кафедры.

В отличие от документов управленческого характера документы, используемые в учебном процессе кафедры инженерной графики, насыщены  сложной графической информацией, требуют регулярного обновления при изменениях стандартов ЕСКД,  должны легко модернизироваться  в соответствии с требованиями учебного процесса.  В связи с этими особенностями при создании архива использовался более широкий диапазон форматов документов, чем это рекомендовано [5,6].  

Создание архива электронных пособий «Инженерная графика» (ЭПИГ) проходило в несколько этапов:

·       отбор методических и учебных материалов;

·       сканирование, редактирование изображений;

·       создание векторных изображений на базе полученных при сканировании;

·       описание электронных объектов архива;

·       разработка иерархической структуры архива;

·       обеспечение  долговременной сохранности электронных объектов архива;

·       разработка программных приложений  для обеспечения реализации функций архива в учебном процессе;

·       обеспечение доступа пользователей к материалам архива ЭПИГ.

Электронный архив – это, прежде всего, хранилище документов, и организационная структура этого хранилища является важнейшей базой для его использования  и развития.

Архив имеет иерархическую структуру и организован в виде набора вложенных папок файловой системы. Первый уровень папок представляет   традиционные  разделы дисциплин кафедры: «Начертательная  геометрия» (НГ), «Теория построения чертежа» (ТПЧ), «Основы разработки конструкторской документации» (ОРКД), а также направления методической  деятельности преподавателей, например, электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Номенклатура нижних уровней папок архива включает методические указания (МУ), папки индивидуальных графических работ (ПИГР), проверочные (ПР), зачётные (ЗР) и контрольные  работы (КР), справочники стандартных изделий (ССИ).    Фрагмент структурной схемы архива представлен на    рис. 1.

Архив существует в трёх экземплярах и размещается:

·       1 экземпляр − на жестком диске (HDD) рабочей станции, установленной в инженерном помещении компьютерных классов.  Любые изменения в архиве разрешены только в этом экземпляре архива. Два раза в год обновлённая база целиком или только её измененная часть копируется в экземпляры 2 и 3;

·       2 экземпляр − на HDD компьютера, установленного в помещении кабинета учебно-методических пособий. Этот экземпляр архива используется только для чтения, печати, копирования отдельных объектов архива;

·       3 экземпляр – хранится на внешнем  HDD  и используется при необходимости восстановления экземпляров 1 и 2.

Рис.1 Структурная схема архива (фрагмент)

 

Помимо этого отдельные объекты архива хранятся на дисках – носителях однократной записи.

Обеспечение температурно-влажностного режима при хранении носителей информации является не простой задачей, поэтому многократное копирование компенсирует возможную потерю информации.

Архив  ЭПИГ включает  созданные кафедрой учебные и методические пособия по дисциплинам кафедры,  конспекты лекций, задания для практических занятий: для  фронтального решения задач на аудиторных занятиях (общие) и индивидуальные графические задания (ИГР), задания для текущего и рубежного контроля знаний, тесты, задания для курсовых работ,  зачётные и экзаменационные задания, электронные учебно-методические комплексы. В структуру архива включено его подробное описание.

Все материалы архива представлены в электронном виде,  в основном  в форматах jpg, pdf, dwg, doc.

Архив ЭПИГ позволяет оперативно реагировать на изменения Государственных стандартов ЕСКД и вносить их в учебные и методические пособия и другие материалы, пополнять базу архива, формировать комплекты учебных графических  заданий  для студентов, создавать новые графические задания, используя элементную базу графических объектов, представленных в векторной форме.

Традиционно сотрудниками кафедры к началу каждого учебного семестра формируются комплекты учебных заданий и методических материалов для студентов по  различным направлениям обучения. Для того  чтобы обеспечить оригинальность каждого комплекта  было разработано программное приложение «Генератор вариантов ИГР» (ГВ ИГР).

ГВ ИГР позволяет создать документ в формате html, pdf, xps, содержащий учебное задание с заданным номером варианта или случайно сгенерированным номером.

ГВ ИГР предлагает несколько способов генерации вариантов ИГР:

1.       Генерация определенного номера варианта ИГР.

ГВ ИГР генерирует документ с комплектом заданий для индивидуальных графических работ по номеру варианта,  введённого  пользователем. Генерация документа с вариантом комплекта ИГР осуществляется  с использованием электронных вариантов учебных текстовых и графических  материалов, хранящихся в базе приложения. Это позволяет, занимая небольшой объём памяти ЭВМ, генерировать по запросу пользователя заранее заложенный в программу выбранный вариант комплекта ИГР.

2.       Выбор случайного номера варианта ИГР.   

ГВ ИГР  генерирует документ с комплектом заданий ИГР по случайно выбранному ЭВМ номеру варианта комплекта. Генерация документа с вариантом задания комплекта ИГР осуществляется также  с использованием  материалов, хранящихся в базе приложения. Организация хранения материалов вариантов заданий  позволяет, экономя память ЭВМ, генерировать по запросу заранее заложенный в программу, случайно выбранный вариант комплекта ИГР.

3.       Генерация нового варианта ИГР.

ГВ ИГР генерирует документ с новым набором вариантов заданий по случайно выбранным ЭВМ номерам вариантов заданий, входящих в комплект. Таким образом, пользователем генерируется по запросу новый вариант комплекта заданий для ИГР.

Предполагается предоставить возможности  архива ЭПИГ для самостоятельной подготовки студентов в рамках очной и очно-дистанционной форм обучения. Для этой цели при создании архива   предусмотрены возможности с помощью специальной программы  предлагать студенту разделы учебных и методических пособий для методической поддержки при выполнении индивидуальной графической работы  по конкретной теме.

Дальнейшее развитие архива ЭПИГ предполагает автоматизацию поиска документов по запросу пользователя и  использование веб-интерфейса для организации доступа к материалам архива через сеть Интернет.

Литература

1.     Храмцовская Н.А. Как хранить электронные документы? Советы эксперта // Cnews Forum: сетевой журнал, 2008.  URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/04/10/296523_3 (дата обращения: 19.05.2013)

2.     Смирнов А.А.  Автоматизация архивов: с чего начать?// Cnews  Forum: сетевой журнал, 2008. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/dms2010/articles/articles19.shtml (дата обращения: 22.05.2013)

3.     Бушмелев С.И. Электронный документооборот "на пальцах": просто о важном.// Cnews  Forum: сетевой журнал, 2008.      URL: http://doc.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/05/17/529138_1 (дата  обращения 25.05.2013)

4.     Brown Adrian. Practical Digital Preservation: A how-to guide for organizations of any size/ Facet Publishing, London/ ISBN: 978-1-85604-755-5, 2013, с.75-112.

5.     ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR 15801: 2009. Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности. М.: Стандартинформ, 2012. 38 с.

6.      ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005. Обеспечение долговременной сохранности электронных документов. М.: Стандартинформ, 2013. 19 с.