BC/NW 2013, №2 (23):13.2
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Носов К.Г., Столбова И.Д.
(ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский
политехнический университет», Пермь, Россия)
Глобальная компьютеризация образовательной деятельности,
интенсификация проведения аудиторных занятий, требования к увеличению доли
самостоятельной работы студентов при одновременной гарантии качества
достигаемых результатов обучения влекут за собой безусловный всплеск интереса к
автоматизации всех этапов обучения. Важнейшим этапом обучения является оценка
качества достигаемых результатов обучения на всех стадиях образовательного
процесса. На кафедре дизайна, графики и начертательной геометрии в течение
длительного времени внедрена автоматизированная система тестирования знаний
студентов по графическим дисциплинам [1, 2]. В связи с переходом на
компетентностный формат обучения в рамках федеральных государственных
стандартов нового поколения разработанная система не полностью удовлетворяет требованиям
контроля результатов обучения в рамках компетентностно-ориентированной базовой
графической подготовки студентов в техническом вузе и уже не соответствует
возможностям современной компьютерной техники [3].
При интенсивном развитии информационно-коммуникационных
технологий и огромном предложении на рынке современных программных продуктов
необходим анализ применимости разработанных автоматизированных систем обучения
для определенной предметной области. Данная публикация рассматривает
возможности, достоинства и недостатки современного профессионально
разработанного программного обеспечения, относящегося к системам
автоматизированного тестирования учащихся (САТУ).
Развитые САТУ имеют общий ряд базовых характеристик, без
которых данная система не будет востребована:
1. Возможность разработки тестов (контрольных заданий)
внутри программной оболочки.
2. Возможность организации тестовых испытаний с различными
целями для групп людей различного уровня образования – от школьных олимпиад,
конкурсов кандидатов при приеме на работу до организации системного контроля
качества получаемых результатов при реализации образовательной программы
определенного уровня подготовки и ее направленности.
3. Проведение обучающих мероприятий в рамках самоподготовки.
4. Проведение психологических тестов (например IQ-тесты).
5. Проведение опросов (социологических, маркетинговых и
т.д.).
Интерфейс САТУ как программного продукта можно подразделить
на два типа:
- интерфейс Администратора, предоставляющий лицу
ответственному за управление программным продуктом, создавать и редактировать
тесты, управлять - базами тестов и информацией о пользователях, Web-сервером,
устанавливать правила пользования и права доступа к результатам;
- интерфейс Пользователя, предоставляющий тестируемому
доступ к САТУ для выбора и выполнения доступных тестов (учебных заданий),
просмотра результатов тестирования и допущенных ошибок.
Следует отметить, что большинство современных САТУ включают
в себя поддержку технологии сервер-клиент, что позволяет получить доступ к
выполняемому тестовому заданию из любой точки мира благодаря Интернет (рис.
1) [4].
Рис.1. Схема примера
работы САТУ в локальной сети и Интернет
В некоторые САТУ внедрены дополнительные функции:
1.
Импорт и/или экспорт файлов из сторонних, в том числе распространенных
пакетов программ, таких как Microsoft Office, CorelDraw,
AutoCAD, а также мультимедийных файлов – флеш-анимации,
видео-роликов и звуковых треков.
2.
Защита персональных данных пользователя и результатов тестирования,
позволяющая избежать кражи персональных результатов или их подделки.
3.
Возможность распечатки результатов тестирования (выполненных заданий)
для обеспечения документирования на бумажных носителях.
На примере программы для создания тестов и тестирования
INDIGO [4] отметим достоинства САТУ для применения в учебном процессе вуза:
1.
Предоставление академической лицензии по низкой стоимости.
2.
Минимальные, по современным меркам, требования к аппаратному обеспечению
— вычислительным мощностям персонального компьютера.
3.
Поддержка распространенных версий операционной системы Windows
- Windows XP
/ 2003 / Vista / 2008 / 7 / 8.
4.
Поддержка распространенных веб-браузеров - Google Chrome, Mozilla
Firefox, Opera, Internet Explorer.
5.
Простота установки и настройки. Программный пакет содержит в себе серверное
и клиентское программные обеспечения, включая систему управления базой данных,
Web-сервер, средства кеширования данных, средства балансировки нагрузки,
интерфейсы администратора и пользователей и т.д. Установка и настройка
компонентов системы производится в автоматическом режиме с помощью единого
инсталляционного пакета. Не требуется никаких специальных познаний в
администрировании серверов или операционных систем.
6.
Единый интерфейс администратора. Все возможности администрирования
программы INDIGO предоставлены через пользовательский
интерфейс единого Windows-приложения, которое включает в себя следующие модули:
Тесты, Конструктор тестов, Пользователи, Правила, Сервер, Результаты.
Клиент администратора не
требует установки и его можно носить с собой, например, на USB-flash. С
системой могут работать одновременно несколько администраторов. Если один
администратор внесет какие-либо изменения в базу (например, создаст новый
тест), то они сразу же отобразятся у других администраторов (происходит
мгновенная синхронизация данных). Каждый администратор может иметь свою учетную
запись (уникальный логин и
пароль).
1.
В INDIGO группировка тестов и пользователей, а также возможность
установки правил тестирования позволяет хранить данные в произвольных
иерархических структурах любой глубины. Например, тесты можно группировать по
смыслу, а пользователей, по факультету, курсу или группам и т.п. Правила
тестирования задают, каким пользователям или группам пользователей, какие тесты
или группы тестов будут доступными для прохождения. Так, например, с помощью
правил тестирования можно задать, чтобы студентам первого курса были доступны
только тесты для первого курса. Кроме этого, для каждого правила может быть
задано расписание, а также введено ограничение на количество попыток
тестирования.
2.
В конструкторе тестов INDIGO для каждого теста могут быть заданы
различные настройки:
·
типы теста (контроль знаний или опрос);
·
настройки навигации между вопросами;
·
ограничение времени тестирования;
·
настройки перемешивания вопросов и вариантов ответов.
Система поддерживает 5 типов вопросов:
·
выбор одного варианта ответа;
·
выбор нескольких вариантов ответа;
·
ввод ответа с клавиатуры;
·
установка соответствия и расстановка в нужном порядке.
При этом у каждого типа вопроса имеются свои индивидуальные
настройки. На рис. 2 приведены примеры различных вариантов выбора ответов,
которые могут располагаться как последовательно (один за другим) так и группами
в одном окне – фрейме [4].
Риc.2.
Система INDIGO. Варианты выбора ответов при выполнении
тестового задания
1.
Конструктор тестов имеет встроенный текстовый процессор, который
позволяет произвольным образом форматировать текст, осуществлять вставку
графических изображений и таблиц, производить вставку данных из различных
форматов, в том числе из документов Microsoft Office. Кроме этого, вся система
тестирования в целом поддерживает работу с кодировкой символов Unicode. На рис. 3 показаны возможности текстового редактора
в режиме подготовки тестового задания.
2.
Возможно задание нескольких шкал результатов для одного теста. С помощью
гибкой системы задания шкал, их делений и функций, появляется возможность
автоматизации сложных психологических тестов. В тестах на проверку знаний
достаточно просто появляется возможность оценки не только всего теста, но любых
заданий теста в отдельности в дополнение к общей оценке, а также появляется
возможность в одном тесте сразу произвести автоматизацию нескольких тестов и
сделать частные и общие выводы. При этом результаты, получаемые с помощью шкал
оценки, можно подставить в шаблон результатов, который будет выдан пользователю
после завершения тестирования.
Рис.3.
Администрирование системы INDIGO. Текстовый редактор
1.
В программе для составления тестов
INDIGO реализован инструмент по работе с документами, который позволяет
генерировать бланки тестов (создание тестов на бумаге), в том числе с учетом
правил автоматической генерации вариантов. Данное средство может быть полезным,
когда требуется провести тестирование знаний без использования компьютеров.
Кроме печати бланков возможна печать тестов с правильными ответами, что может
быть использовано для проверки ответов. Подготовленные бланки, кроме печати,
могут быть сохранены в файл формата RTF.
2.
Печать протоколов тестирования
позволяет распечатать все результаты на бумажном носителе. Создание
документов-протоколов имеет множество настроек для любых случаев (например,
краткий/подробный формат, с правильными ответами или только ошибки, с/без
эталонных ответов и т.д.). Печать отчетов позволяет создавать документы с
общими данными по нескольким результатам тестирования (например, по какой-то
конкретной группе студентов для того, чтобы передать эти данные их
преподавателю). Протоколы и отчеты могут быть сохранены в формат RTF (рис. 4)
[4].
Рис.4.
Администрирование системы INDIGO. Печать результатов тестирования
К несомненным преимуществам САТУ, в том числе и для СДО,
является возможность дублирования и доведения до конечного пользователя
значительного объема учебной информации без значительных материальных затрат —
исключаются распечатки, записи, рассылка и т. п. операции дублирования и
копирования. С учетом особенностей человеческого восприятия для процессов
обучения и определения уровня подготовки учащихся во многих случаях современные
аудиовизуальные форматы (включая возможность встраивания трехмерных и
интерактивных объектов) предпочтительнее печатных материалов.
К отрицательным сторонам применения САТУ относятся
недостатки, присущие коммуникационным технологиям:
1.
Идентификация пользователя при удаленном доступе пользователей к
интерфейсу тестирования (через Интернет): возможен вариант, что тест (учебное
задание) выполнит другой человек с ведома пользователя.
2.
При различных технических сбоях, особенно при удаленном доступе (потеря
связи с сервером, отказе ПК пользователя и т. д.), возможны потери данных,
срывы сроков сдачи и т.д.
В заключение нужно сказать, что САТУ позволяют сократить
время на оценку знаний учащихся, а также произвести точный расчет баллов
начисляемых за выполненные задания, что дает возможность использовать
технологию бально-рейтинговой оценки подготовленности обучаемых. Применение
САТУ высвобождает время работы преподавателя, которое можно направить на
совершенствование самих тестов (заданий).
В настоящее время авторами проводится оценка возможности
использования в системе INDIGO готовых баз тестовых заданий, разработанных
ранее на кафедре. Также ведется работа по совершенствованию тестовой системы
оценивания графических компетенций, формируемых у студентов в ходе изучения
графических дисциплин.
Литература
1.
Столбова И.Д., Лалетин В.А. Инновационная образовательная среда формирования
графических компетенций // Труды 17-ой Международной конференции
«Информационные средства и технологии», 20-22 окт., 2009. – М: Изд-во МЭИ. –
С. 141-147.
2.
Данилов А.Н., Столбова И.Д., Шарыбин И.Д. Управление качеством
образования на основе рубежного контроля знаний // Управление качеством
образования в современной России: сборник статей IV
Всероссийской научно-практической конференции, март, 2009. – C.
22-24.
3.
Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения —
M.: Бином, Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.
4.
Интернет ресурс http://indigotech.ru.