Russian Language English Language

13. Обучающие системы

13.1. АРХИВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

13.2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

13.3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2013, Номер 2 ( 23)



Place for sale
BC/NW 2013, №2 (23):13

BC/NW 2013, №2 (23):13.3

 

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

Глаголев В.Б., Деньщикова Е.В.

(ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия)

 

Разработка электронных образовательных ресурсов учебной дисциплины (ЭОР) это очень трудозатратный процесс, длящийся не один год. Какие выгоды получают участники учебного процесса от применения ЭОР?

 

Ответ на этот вопрос дается на основе многолетнего опыта эксплуатации в НИУ МЭИ ЭОР учебной дисциплины «Информационные технологии». По этой учебной дисциплине для студентов ИПЭЭФ (11 учебных групп) учебным планом предусмотрены лекции (17 часов в 1-ом семестре), лабораторные занятия (34 часа в первом семестре), лабораторные занятия (34 часа во втором семестре), расчетное задание (во втором семестре), экзамен (в первом семестре) и зачет (во втором семестре). В 2009 г. для поддержки учебного процесса были разработаны и внедрены в учебный процесс ЭОР, а в 2012 г. – электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). Состав ЭОР:

·          конспект лекций «Программирование на Visual Basic»;

·          лекционные презентации;

·          описания девяти лабораторных работ, выполняемых в первом семестре;

·          описания тринадцати лабораторных работ, выполняемых во втором семестре;

·          описание расчетного задания;

·          график изучения студентами дисциплины в первом семестре;

·          график изучения студентами дисциплины во втором семестре;

·          пять тестов для системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей»;

·          необходимое для установки студентами на личные компьютеры программное обеспечение Microsoft Visual Studio 2010 и Adobe Reader.

 

Состав ЭУМК шире, чем состав ЭОР за счет дополнения методической и нормативной информацией. Как показала практика, из ресурсов ЭОР и ЭУМК существенно более интенсивно используются ЭОР, которые больше ориентированы на интересы студентов, чем на интересы преподавателей. ЭОР всегда доступны на сайте http://glagolev.mpei.ru всем участникам учебного процесса. Для ответа на вопрос о том, что дает применение ЭОР и ЭУМК следует поставить себя на позицию каждого из участников учебного процесса: студента, преподавателя, ведущего лабораторные занятия, а также на позиции лектора, организующего взаимодействие преподавателей, занятых в обеспечении учебного процесса. Поскольку ЭОР полностью входят в состав ЭУМК, то для ответа на поставленный вопрос достаточно рассмотреть преимущества, которые дает наличие ЭОР.

 

Польза от ЭОР для студента. Весь необходимый для студента учебно-методический материал в любой момент доступен каждому студенту. Не нужно обращаться в библиотеку, чтобы получить, а впоследствии еще и сдать книгу. По действующему сегодня в высшей школе нормативу библиотека комплектуется из расчета один экземпляр книги на двух студентов. Следовательно, не каждому студенту достанется в библиотеке понадобившаяся ему книга. В то же время ЭОР в любой момент времени доступны каждому студенту, имеющему доступ в интернет.

Существенное значение имеет и то, что студент получает ЭОР в электронном виде. При этом появляются дополнительные возможности:

·     Установить на личный компьютер программное обеспечение, необходимое для выполнения заданий.

·     Сократить непроизводительные затраты времени студентами при выполнении задания за счет возможности копирования из задания блоков программного кода. Это позволяет частично сократить время ввода студентом программы, что также обычно сопряжено с неизбежными ошибками ввода.

·     Облегчить подготовку студентами отчета по выполненной работе, используя возможность копирования и включения в отчет рисунков и отдельных фрагментов текста из задания.

·     Сдать тесты СДО «Прометей», пользуясь любым компьютером, имеющим выход в интернет и таким образом проверить уровень своей подготовки.

 

Польза от ЭОР для преподавателя, ведущего лабораторные занятия. Преподавателям, всегда доступно описание всех заданий, которые выполняют студенты, по каждому заданию доступны вопросы для контроля, а также доступен план проведения всех занятий. Все это значительно облегчает преподавателю освоение учебного процесса, особенно в случае, когда преподаватель впервые включается в проведение лабораторных занятий на потоке. Поскольку каждый студент видит текст лабораторного задания, то роль преподавателя на лабораторном занятии сводится лишь к роли дирижера (что мы делаем сегодня), консультанта (разрешение возникающих у студентов проблем), а также приемщика выполненных заданий. За счет того, что некоторые части программного кода можно скопировать, уменьшается время выполнения задания, количество ошибок, требующих их выявления и разъяснения преподавателем.

 

Польза от ЭОР для лектора. Информационные технологии подвержены периодическим обновлениям с тактом в 2 – 3 года. Достаточно упомянуть версии Microsoft Visual Studio 2003, 2005, 2008, 2010, 2012 и 2013 годов. Каждая новая версия – это новый интерфейс, а также новые функциональные возможности. Становится понятной необходимость регулярного обновления учебных пособий. Применение учебников и книг внешних изданий затруднено. Как правило, они слишком объемны, ориентированы на опытных пользователей, относительно дорого стоят, а их язык требует адаптации для студентов. Внутривузовская публикация учебно-методических пособий в виде книг требует не менее двух лет, поэтому они частично устаревают уже к моменту выхода из печати. Применение ЭОР позволяет бесплатно публиковать в интернете учебно-методические пособия практически мгновенно по мере их готовности.

В процессе эксплуатации ЭОР неизбежно возникает желание кое-что сделать лучше: устранить обнаруженную опечатку или улучшить редакцию фрагмента текста. В ЭОР лектор это может сделать практически мгновенно. ЭОР облегчают лектору подключение к учебному процессу новых преподавателей для проведения лабораторных работ. Обычно достаточно сообщить новому преподавателю адрес сайта учебной дисциплины и провести с ним ознакомительную беседу.

Во время выполнения студентами лабораторной работы со стороны отдельных, не отличающихся прилежанием, студентов наблюдается тенденция пропустить в описании лабораторной работы теоретическое введение и сразу приступить к выполнению задания. Этому препятствует необходимость сдать тест в СДО «Прометей», что заставляет таких студентов не пренебрегать теоретическим введением в описании лабораторной работы.

 

ЭОР позволяют экономить время, как студентам, так и преподавателям. Благодаря наличию ЭОР обеспечивается возможность своевременной высококачественной подготовки учебно-методического материала, а также возможность оперативного доступа к этим материалам всех участников учебного процесса.

Литература

1.     Глаголев В.Б. Программирование на языке Visual Basic 2008. Конспект лекций. Учебное пособие по курсу «Информатика» для студентов, обучающихся по направлениям «Теплоэнергетика» и «Экономика». – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 180с.

2.     Глаголев В. Б., Деньщикова Е.В., Йе Зо Хтет. Об учебном курсе «Информационные технологии». Доклад на ХIX международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии». – М.: Издательский дом МЭИ, 2011.

3.     Глаголев В. Б., Деньщикова Е.В. Электронные образовательные ресурсы для дисциплины "Информационные технологии" в подготовке бакалавров. Доклад на Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования». М.: Издательский дом МЭИ, 2012.

4.     Глаголев В. Б. Программирование на языке Visual Basic 2008. Сборник заданий для лабораторных занятий. Часть 1. Методическое пособие по курсу «Информационные технологии» для студентов, обучающихся по направлениям «Теплоэнергетика и теплотехника» и «Экономика» – М.: Издательский дом МЭИ, 2012. Часть 1. – 104 с. Часть 2. – 152 с.