Russian Language English Language

15 Обучающие системы

15.1 ПОДДЕРЖКА ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

15.2 ПРОБЛЕМА ВИЗАНТИЙСКИХ ГЕНЕРАЛОВ ПРИ РАСШИФРОВКЕ СИНДРОМА В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ С АРБИТРОМ

15.3 МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НЕНАДЕЖНЫХ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ АРБИТРОМ

15.4 МОДЕЛЬ ЦИКЛА ОБРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

15.5 ГЕНЕРАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ О ЗНАЧЕНИЯХ СВОЙСТВ ИЗУЧАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ

15.6 ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОБУЧЕНИЕ

15.7 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УГЛУБЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

15.8 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКА EML ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ СИСТЕМАХ

15.9 ГЕНЕРАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ИЗУЧАЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ (MTG4)


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2005, Номер2 ( 7)



Place for sale
Объявление и правила оформления докладов

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ЦИКЛА ОБРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В СИСтЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

 

 

В.П. Малиновский

 

 

(Москва, Московский энергетический институт (Технический университет), Россия)

 

 

 

 

 

Использование знаний и опыта организации для поддержки процессов развития навыков и переподготовки ее сотрудников рассматривается в исследованиях по управлению знаниями. В данной работе рассматривается класс систем управления знаниями – системы корпоративной памяти (СКП), предназначенные главным образом для переподготовки сотрудников организации. В качестве основного элемента СКП рассматривается корпоративная память (КП). Исследуется цикл обращения знаний в СКП и предлагается его формальная модель, объединяющая когнитивную и онтологическую модели на базе аппарата теории категорий. Также описываются алгоритмы предоставления пользователю СКП релевантных знаний и их апробация.

 

Для программной реализации цикла обращения знаний в СКП требуется его формальная модель, адекватная прикладной задаче. В этой модели должны быть учтены процессы передачи знаний как от пользователя к КП, так и от КП к пользователю. Также в этой модели должны быть учтены аспекты хранения знаний в КП и усвоения их пользователями.

В предлагаемой модели пользователь и КП описываются парами совокупностей знаний, в каждую пару входит совокупность знаний, которой обладает пользователь или КП, обозначаемая , а также совокупность знаний, получаемая ими при взаимодействии, обозначаемая . Таким образом, пары совокупностей знаний имеют вид  для пользователя и  для КП.

Цикл обращения знаний включает следующие основные процессы: процесс  оформления знаний пользователем для ввода в КП (например, построение онтологии предметной области (ПО)); процесс  занесения формализованных знаний в КП; процесс  получения пользователем знаний из КП; процесс  контроля усвоения пользователем полученных знаний. Также имеет место дополнительный процесс  получения пользователем СКП дополнительных навыков работы со знаниями, обусловленных его работой по структурированию и оформлению собственных знаний (рис. 1).

 

Рис. 1. Модель цикла обращения в СКП

 

В качестве модели описания структуры совокупностей знаний используется расширенная формальная онтологическая модель , где  - множество концептов,  - множество отношений,  - множество оценок и  - множество функций интерпретации. Множества  и  образуют структуру совокупности знаний, а множество  отображает фрагмент совокупности знаний КП , тождественный совокупности знаний пользователя  [1].

С точки зрения развития и переподготовки сотрудников организации, наибольший интерес представляют процессы получения пользователем знаний  и контроля их усвоения . Процесс получения пользователем знаний описывается отображением , что интерпретируется как построение совокупности знаний пользователя  под воздействием совокупности знаний КП  и обусловленное описанием ситуации пользователя . Процесс контроля усвоения знаний есть формирование множества оценок  в результате тестирования пользователя, описываемое отображением .

Описание ситуации пользователем в СКП осуществляется при помощи когнитивной модели, задаваемой набором , где  - определение ситуации,  и  - события, отделяющие ситуацию от предыдущей и от последующей,  - множество факторов и  - множество причинно-следственных отношений между факторами. Визуально построение когнитивной модели ситуации  осуществляется при помощи когнитивной карты (КК), которая, таким образом, имеет двойное назначение: используется для анализа ситуации сотрудником организации, а также служит «запросом» на знания к СКП.

Для совместного использования когнитивной и онтологической модели необходимо ввести общую для них модель. В качестве такой общей модели предлагается использовать аппарат теории категорий. С применением этого аппарата когнитивная и онтологическая модель рассматриваются как объекты некоторой категории . Причем -объектом является как описание ситуации или ПО в целом, так и любой их фрагмент вплоть до единичного концепта  или фактора .

Также -объектом является и некоторое объединение фрагментов когнитивной и онтологической модели, структура такого объединения описывается набором . Для устранения семантического несоответствия между факторами  и концептами  используются функции интерпретации .

С учетом приведенных положений, задача предоставления пользователю СКП знаний, релевантных его задаче, сводится к формированию -объекта  на основе исходного -объекта . С точки зрения структуры, для целевого -объекта  будет справедливо выражение . В рамках аппарата теории категорий для решения поставленной задачи необходимо построить некоторую конфигурацию -объектов и -стрелок вида .

Предлагается следующий обобщенный алгоритм построения -объекта , являющегося совокупностью знаний, наиболее релевантной задаче (ситуации) пользователя:

1)     формирование множества , которое отражает некоторый фрагмент  совокупности знаний  (знания, которые пользователь уже усвоил);

2)     построение -объекта ;

3)     построение подкласса всех возможных -стрелок для -объекта ;

4)     выбор согласно правилам (зависят от конкретной задачи [2]) наиболее подходящей -стрелки и применение ее к -объекту ;

5)     сравнение полученного промежуточного -объекта с критериями связности и целостности;

6)     если полученный промежуточный -объект удовлетворяет всем необходимым критериям, то получается совокупность знаний , а в противном случае осуществляется переход на шаг  3.

Предлагаемый алгоритм был реализован в среде разработки экспертных систем CLIPS, и были получены следующие результаты его оценки менеджерами проектов. Менеджерами проектов в ходе игрового проекта по съемке короткометражного фильма составлялись КК ситуаций (рис. 2), которые затем обрабатывались с целью получения релевантных знаний при помощи предлагаемого алгоритма.

 

Рис. 2. Пример когнитивной карты

 

Релевантность знаний, получаемых на выходе обобщенного алгоритма, оценивалась менеджерами проектов, при этом релевантность складывалась из релевантности и достаточности совокупности знаний  для решения практической задачи (табл. 1).

 

          Табл. 1 – Оценка работы обобщенного алгоритма

Группа менеджеров

1

2

3

4

Средн.

Релевантность знаний, %

75

82

73

78

77

Достаточность знаний, %

84

69

77

94

81

 

Приведенные результаты показывают, что в среднем только  знаний, получаемых на выходе алгоритма, являются «лишними». Недостаток знаний () обусловлен их отсутствием в совокупности знаний  (по усредненной оценке тех же групп менеджеров проектов вся использованная совокупность знаний   только на  удовлетворяет потребность в знаниях в данной ситуации).

 

Предлагаемые модель и алгоритм были использованы при разработке СКП и, с учетом полученных результатов оценки их работы, позволяют эффективно решать задачу предоставления пользователям СКП знаний, релевантных их практическим задачам.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Малиновский В.П. Об одном применении онтологического подхода в управлении знаниями // Научная сессия МИФИ-2005: Сб. науч. трудов., М., 2005. – Т. 3. – С. 164-165.

2.     Еремеев А.П., Малиновский В.П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов // Девятая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием: Труды конференции. – М., 2004. – Т. 2. – С. 824-832.