ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКА EML ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ
СИСТЕМАХ
А.И. Башмаков1, И.А. Башмаков2
(Москва, 1ФГНУ "Центр информационно-аналитического
обеспечения
системы дистанционного образования", 2Московский
энергетический институт (технический университет), Россия)
Методы и средства формализованного описания деятельности
используются во многих областях для решения разнообразных задач. В частности,
модели деятельности (МД) играют важную роль при анализе бизнес-процессов в
организационно-экономических системах, управлении проектами, проектировании
корпоративных информационных систем, технологической поддержке
учебно-тренировочного процесса, управлении обучением и в других технологиях.
Существующие методологии и средства моделирования деятельности рассчитаны на
разные области применения и решаемые задачи. К числу наиболее известных средств
описания деятельности относятся: диаграммы IDEF0 и IDEF3; модели, используемые
в методах сетевого планирования; язык моделирования бизнес-процессов BPML;
диаграммы деятельности, последовательности, кооперации и состояний языка UML;
язык моделирования учебной деятельности EML (Educational Modeling Language) и др.
В докладе рассматриваются особенности моделирования деятельности в
контексте учебно-тренировочного процесса и вытекающие из них требования к
средствам спецификации деятельности. Анализируются возможности реализации этих
требований на основе языка EML
и использования этого языка в компьютерных
тренажерных системах.
Методы моделирования деятельности занимают особое место в
информационных технологиях для сферы образования. Наряду с общими задачами,
связанными с моделированием деятельности и относящимися к большинству прикладных
областей, для образования можно выделить 4 специфичных класса задач.
1. Формирование унифицированных структурированных спецификаций
учебной деятельности, организация хранения, поиска и обмена такими описаниями.
Как правило, данные спецификации представляют планы учебных занятий и
мероприятий. За рубежом функционируют и активно пополняются Интернет-хранилища
учебных планов, предназначенные для обмена передовым педагогическим опытом.
Особенность этого направления заключается в том, что спецификации деятельности
ориентированы на широкое распространение, но описываются не в форме
произвольных текстовых документов, а в унифицированном структурированном виде.
2. Формирование и использование в качестве дидактических средств
унифицированных наглядных представлений изучаемой деятельности. К данному
направлению относятся МД, развиваемые в методах инженерной психологии и
психолого-педагогического проектирования учебного процесса: деревья оценки
технологических ситуаций, карты наблюдений, графы управления и др.
3. Управление учебным процессом. В контексте этого класса задач МД
представляют учебные планы, графики их выполнения, схемы организации учебного
процесса и используются для обеспечения его информационной,
административно-методической и технологической поддержки.
4. Информационное, дидактическое и технологическое обеспечение
учебно-тренировочного процесса, реализуемого на основе компьютерных средств
обучения (КСО). В современных технологиях электронного обучения взаимодействие
с КСО рассматривается как деятельность, направленная на достижение целей
обучения, что соответствует переходу от контентно-ориентированного к
деятельностному подходу. Наличие моделей этой деятельности позволяет управлять
обучением не только на уровне организационно-методических схем, как в
предыдущем классе задач, но и непосредственно на уровне учебной деятельности
(взаимодействия с КСО) за счет адаптации учебного материала и дидактических
функций КСО.
В контексте образовательных задач МД представляют: а) изучаемую
деятельность; б) образовательную (в том числе учебную) деятельность, т.е.
деятельность, направленную на решение образовательных задач (включая освоение
деятельности, описываемой в варианте а)). В первом и третьем классах задач
используются МД, соответствующие варианту б), во втором – варианту а). Для
четвертого класса задач актуальны оба варианта.
Моделирование деятельности является одной из основ тренажерных
технологий. Особенность тренажерных систем состоит в том, что выполняемая с
помощью них учебная деятельность представляет собой имитацию осваиваемой
деятельности. Другими словами, в рамках тренажера деятельность одновременно
служит как предметом изучения, так и средством достижения целей обучения, т.е.
варианты а) и б) объединяются.
В задачах третьего и четвертого классов можно выделить уровни
учебного процесса, для поддержки которых используются МД:
·
уровень учебного плана (для отдельного курса –
учебной программы);
·
уровень учебного задания (предписания выполнить
определенную учебную деятельность);
·
уровень взаимодействия с КСО (для компьютерного
тренажера – учебно-тренировочной задачи).
Наряду с представленной "вертикалью" уровней МД
соотносятся с "горизонтальными" наборами типовых задач поддержки
учебного процесса. Так, в тренажерных технологиях выделяют следующие виды МД:
·
эталонная (целевая) МД – представляет
деятельность, которая должна быть освоена, используется для формирования
условий для имитации деятельности, оценивания, демонстрации и эмуляции
деятельности, дидактической поддержки учебно-тренировочного процесса;
·
текущая МД – фиксирует фактически выполненную
деятельность (пройденную траекторию действий), отражает состояние освоения
деятельности, используется при документировании, анализе и оценивании
деятельности;
·
модель метадеятельности – позволяет формировать
и корректировать эталонную МД, а также оценивать деятельность при отсутствии
эталонной МД;
·
МД преподавателя (инструктора) – служит основой
для дидактической поддержки и управления учебно-тренировочным процессом.
Выделим следующие основные требования к метамодели, на базе которой
строятся МД, реализуемые в тренажерных системах:
1) достаточная
выразительность для обеспечения поддержки учебно-тренировочного процесса;
2) отражение
предметного содержания деятельности;
3) отражение
психологического строения деятельности (закономерностей формирования навыков);
4) инвариантность
к педагогическим стратегиям и методам;
5) совместимость
с МД универсального назначения (например, UML) в плане обеспечения возможности их использования в качестве
исходного представления описываемой деятельности;
6) обеспечение
возможностей построения МД специалистами предметной области, не обладающими
навыками алгоритмизации и программирования;
7) "вертикальная"
и "горизонтальная" однородность (наличие единой метамодели для МД,
ориентированных на разные уровни учебного процесса и типовые задачи его
поддержки);
8) наглядность
представления МД;
9) обеспечение
условий для многократного использования МД и их переносимости между разными
системами.
Потребности в стандартизации способа формализованного описания учебной
деятельности привели к появлению языка EML [1], разработанного в Открытом
университете Нидерландов и использованного IMS в качестве основы спецификации [2].
Анализ возможностей EML
в контексте тренажерных систем позволили выявить ряд его ограничений и
недостатков:
·
язык не позволяет описывать предметное
содержание деятельности;
·
декомпозиция деятельности осуществляется
формально и не отражает ее психологического строения;
·
отсутствует явное разделение деятельности и
метадеятельности;
·
средства спецификации деятельности не обладают
достаточной выразительностью, что затрудняет представление некоторых ее типовых
структур;
·
представление деятельности не наглядно;
·
языку недостает семантической выразительности
(действия выделяются формально и именуются произвольным образом, без
использования онтологий).
Таким образом, для компьютерных
интеллектуальных тренажерных систем требуются более семантически выразительные
средства моделирования деятельности. Целесообразно, чтобы они были согласованы
с EML, который в первую
очередь ориентирован на задачи управления учебным процессом. Такие модели
разрабатываются авторами доклада и реализуются в развиваемых ими тренажерных
технологиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Modeling units of study from a pedagogical perspective: The
pedagogical metamodel behind EML [Электронный ресурс] / R.
Koper. – First Draft, version 2. – Электрон. текстовые дан. (721860 байт) – Heerlen : Open University of the Netherlands, 2001. – Режим доступа :
http://eml.ou.nl/introduction/docs/ped-metamodel.pdf. – Англ.
2. IMS Learning Design Specification [Электронный ресурс] / IMS. – Version 1.0. – Электрон. текстовые дан. – [UK] : IMS, 2003. – Режим доступа : http://www.imsproject.org/learningdesign/.
– Англ.